Христиано-иудейский диалог в Санкт-Петербурге

картинка  участника propovednik

Все мы не понаслышке знаем, как непросты поиски взаимопонимания между людьми разных вер, как легко найти то, что нас разъединяет, и как тяжело вычленить ценное и важное для всех. Христианско-иудейский диалог - тема тем более непростая, так как два тысячелетия сосуществования христианства и иудаизма приносили плоды противостояния, отчужденности и подозрительности. В то же время в истории нашей страны есть и яркие примеры совместного плодотворного труда людей разных вер и национальностей на общее благо, единение перед лицом общего врага в период Великой Отечественной войны.
24 февраля в помещении Библиотеки Христианской Литературы состоялся очередной круглый стол на тему «Церковь и Израиль: мессианская идея», в работе которого приняли участие представители различных конфессий нашего многонационального города. Обязанности председателя круглого стола и ведущего встречи были возложены на адвоката Константина Ерофеева. С докладами на круглом столе выступили протестантский епископ Павел Тимченко, координатор фонда «Эвен Эзер», православный богослов Константин Морозов, помощник руководителя миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, и раввин общины прогрессивного иудаизма «Шаарей Шалом» Стас Войцехович. Таким образом, были представлены три основные точки зрения на проблему христианско-иудейского диалога. Официальная православная, уважающая иудаизм как традиционную российскую конфессию, признающая наличие общих библейских корней христианства и иудаизма. В то же время признавалось наличие серьезных и непреодолимых богословских противоречий в отношении мессианской идеи. Ведь, как известно, иудеи ожидают Мессию, христиане же считают свершившимся факт прихода к людям Мессии - Иисуса Христа. И теперь ожидают Его второго пришествия. Совершенно очевидно, что рав Стас придерживался противоположной точки зрения. Однако все присутствующие с нескрываемым интересом выслушали его доклад о наличии разных точек зрения в разных течениях иудаизма (ортодоксального, прогрессивного и консервативного). С точки зрения иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения, и признание его Мессией (и, соответственно, объявления его «Христом») неприемлемо. Согласно иудейской религиозной традиции, Мессия (т.е. «помазанник», царь) будет реальным земным правителем Израиля, царём, прямым потомком царя Давида, Он будет помазан на царство пророком Илией, который был вознесен на небо живым. И тогда «...перекуют мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать ... и наполнится вся земля познанием Господа» (Ис.2:4).
Как считают иудеи, особая миссия (или Избранность) евреев заключающаяся в том, Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди, чтобы донести Божественные истины до всего человечества и помочь ему приблизиться к Богу. И в этом опять же есть противоречие с христианским пониманием Церкви, духовного Израиля, как нового Завета Господа со всеми верными, независимо от национальности.
Также для христиан как минимум противоречивой кажется идея некоторых иудейских богословов о приходе Мессии в первую очередь для евреев, которым дарована «вечная жизнь», а другим народам - «вечный путь».
Здесь для верующих традиционных христианских церквей неприемлема сионистская по сути идея членов фонда «Эвен Эзер» об особом полном «национальном спасении» Израиля. Не давая оценку сионизму как политическому движению, православные участники круглого стола отметили традиционное понимание спасения человека независимо от его национальности, т.к. во Христе нет «ни эллина, ни иудея».
Да и по поводу самой идеи т.н. «алии», т.е. собирания всех евреев рассеяния в современном государстве Израиль, высказывались различные суждения. Члены «Эвен Эзер», активно способствующие алие, призывали всех христиан объединиться для исполнения заветов пророков - совершения алии. При этом рав Стас, в целом положительно отозвавшийся о стремлении многих этнических евреев теснее чувствовать связь с Израилем, заметил, что спасение человека не зависит от его территориального нахождения. Праведник спасется и в России, а грешнику не поможет репатриация на Святую Землю. Сам он видел немало примеров, когда репатрианты из бывшего СССР забывали о своей вере, прибыв в Израиль. Тем более, как было отмечено на круглом столе, законодательство Израиля о свободе вероисповеданий весьма противоречиво.
Нина Христова, руководитель благотворительной миссии «Мир Вам», недавно вернувшаяся из паломнической поездки в Израиль, отметила особое и несомненное присутствие Духа Святого на Святой Земле. Тем не менее она запомнила современный Израиль и как страну нерешенных социальных проблем, где многие репатрианты не могут найти работу, живут в плохих условиях, фактически являясь людьми второго сорта. Из разговоров с ними Нина Христова убедилась, что они горько раскаиваются в том, что дали согласие на алию, а сегодня не имеют денег даже на обратный билет.
Оживленные споры вызвала идея о самоидентификации евреев в христианстве. Некоторые члены «Эвен Эзер» высказывали мнение, что еврей спасется и без христианской Церкви, которая фактически превратилась сейчас в языческий институт, несущий лишь культурологическую смысловую нагрузку. С другой стороны, консервативные православные предлагают евреям принимать христианство на условиях полного национального и культурного растворения в русском Православии. Однако, как заметил ведущий, евреи, даже приняв Православие, не станут русскими, сербами или греками. Православию для успешной миссии среди евреев (а в России примерно по одной третьей евреев-христиан, иудеев и неверующих) желательно выяснить, что ценного евреи могут принести в христианство с учетом их национальной культуры и характера. Что делает сейчас Католическая церковь, требуя от неофитов признания базовых ценностей христианства, но оставляя свободу в обрядах, языке богослужений, культурной жизни общин.
Разумеется, мнение иудеев о христианской миссии среди евреев, мягко говоря, неоднозначное. Деятельность т.н. «мессианских евреев» и подобных им откровенно прозелитических движений вызывает противостояние и религиозную нетерпимость в Израиле. Показательным является рассказ о том, что во время одной из паломнических поездок гид-иудей встал перед группой христиан на колени и попросил их «оставить в покое евреев».
Но, несмотря на все споры, иудейский раввин и православные верующие признали, что им было легко общаться на библейской основе. Как сказал рав Стас, «идея межконфессионального диалога не состоит в убеждении других в своей правоте, а, прежде всего, в простом человеческом общении и уважении ко мнению, отличному от принятого нами». Такой диалог, без всякого сомнения, учит уважать мнения и взгляды других, что, в конечном счете, изменяет наш мир к лучшему.
За дружеским чаепитием участники круглого стола выразили пожелание встретиться вновь для обсуждения других аспектов межконфессионального диалога.
К. ЕРОФЕЕВ


Отправил propovednik в 2. май 2009 - 21:18.